на главную страницу
   Большой Зал    Фестиваль    Билеты    English version
   seobomj.ru - История
   Летопись
   Орган
   100 имен
   Афиша
   Организаторы
   Участники
   Дневник
   Заказ билетов Московская Государственная консерватория им. П. И. ЧайковскогоМинистерство Культуры РФЮнескоРосИнтерФест
Большой зал Московской консерватории

seobomj.ru - История

7 апреля 1901 г. состоялось торжественное открытие Большого зала Московской консерватории, означавшее и завершение всех работ по ее строительству. С этого дня началась регулярная концертная деятельность Большого зала. В 1859 г. было основано Русское музыкальное общество (РМО) с отделениями сначала в Петербурге, а потом в Москве. Общество объявило своей главной задачей развитие музыкального образования и вкуса к музыке в России и поощрение отечественных талантов. Московское отделение возглавил 25-летний пианист и дирижер Николай Рубинштейн. Кроме организации периодических концертов, РМО занялось обустройством в обеих столицах России музыкальных учебных заведений - консерваторий. Петербургская консерватория открылась в 1862 г. , а спустя 4 года в 1866, на базе существовавших с 1860 г. частных музыкальных классов - Московская. Усилия Николая Рубинштейна - основателя консерватории, великого организатора музыкального дела, блистательного пианиста и дирижера, увенчались успехом еще и потому, что открытие консерватории в Москве было органической потребностью русской музыкальной жизни того времени. В сущности вся музыкальная Европа стояла у колыбели Московской консерватории. Клара Шуман и Рихард Вагнер в начале 60-х годов XIX века выступили в Москве с благотворительными концертами в фонд будущей высшей музыкальной школы. А профессура Московской консерватории на том этапе ее истории представляла цвет и русской, и западноевропейской музыкальной культуры. Гектор Берлиоз, посетивший Московскую консерваторию в первый год ее жизни, был поражен художественными возможностями ВУЗа и возвестил музыкальному миру о рождении нового феномена на востоке Европы. Итак, первым директором Московской консерватории стал руководитель Московского отделения РМО Николай Рубинштейн. 2 сентября 1866 г. в консерватории начались регулярные занятия. В то время собственного помещения у консерватории не было, - Н. Рубинштейн арендовал дом баронессы Черкасовой на Воздвиженке. Энергичный директор смог привлечь к преподаванию лучших российских и зарубежных музыкантов: теорию музыки преподавали молодой П. И. Чайковский и Н. Д. Кашкин, класс фортепиано вел Иосиф Венявский (брат знаменитого скрипача Генрика Венявского), скрипичному искусству обучали Фердинанд Лауб и композитор Людвиг Минкус (вскоре после того он написал обессмертившую его музыку к балету Дон-Кихот): За обучение взималась плата - сто рублей в год. В 1871 г. хозяйка дома потребовала увеличения арендной платы практически в два раза. Денег у консерватории не хватало, к тому же из-за наплыва учеников в старом здании постепенно становилось тесно. Поэтому пришлось арендовать другое здание - по адресу Большая Никитская, 13. Как видим, на своем теперешнем месте консерватория поселилась очень давно, правда дом этот тогда был другим. Он принадлежал семье Воронцовых, которые сдавали его для различных нужд учреждениям и частным лицам. В то время он представлял собой уютный дворец, построенный во второй половине XVIII века знаменитым архитектором В. И. Баженовым по заказу приближенной ко двору Екатерины II, княгини Е. Р. Дашковой. Княгиня завещала дворец своему племяннику - генерал-фельдмаршалу и светлейшему князю М. С. Воронцову. В 1872 г. Н. Рубинштейн добивается для консерватории регулярной правительственной субсидии. А всего через четыре года консерватория решает, отказавшись от аренды, приобрести дом в свою полную собственность. Этот акт состоялся в июне 1878 г. В 1889 г. директором Московской консерватории стал Василий Ильич Сафонов, сменивший на этом посту Сергея Ивановича Танеева. Самобытная и яркая личность, Сафонов отличался не только ярким музыкальным дарованием, но и необыкновенной волей, энергией и находчивостью. Сын генерала - выходца из терского казачества - он учился в Петербурге в знаменитом Александровском лицее. Однажды Сафонов услышал концерт классической музыки, который потряс его. Юноша начал брать уроки музыки, и вопреки воле отца, готовившего сына к карьере сановника, поступил в Петербургскую консерваторию. Окончив её с золотой медалью, молодой выпускник быстро прославился как пианист, и в 1885 году был принят в Московскую консерваторию в качестве профессора по классу специального фортепиано. Именно с Сафоновым связывается прежде всего современный облик консерватории. И суть его - в соединении главного музыкального зала страны с учебным заведением. Осуществление мечты Сафонова сделалось счастливейшим событием для всей последующей истории Московской консерватории. Нет в мире высшей музыкальной школы, чей концертный зал выступал бы в значении национального музыкального центра. Для Московской консерватории началась счастливая история, длящаяся уже целый век: в ее стенах происходят самые выдающиеся события мировой музыкальной культуры; ее посещают самые великие музыканты планеты. С первых же дней своей работы в должности директора Сафонов занялся решением проблемы: как и где построить для консерватории новое, отвечающее всем требованиям здание (так как и старое здание на Б. Никитской, 13 не вполне для ВУЗа подходило - часть классов одно время даже располагалась по другому адресу). Этот великий музыкальный деятель не ограничивался хозяйственными вопросами. Огромен вклад Сафонова в педагогику. Среди учеников блистательного педагога - Александр Скрябин, Николай Метнер, Александр Гедике, Иосиф и Розина Левины. Велики заслуги Сафонова и как дирижёра, неутомимого организатора общедоступных концертов. Но всё-таки главным деянием его жизни стало именно строительство нового здания Московской консерватории. Уже в 1893 году, при содействии своего тестя - министра финансов И. А. Вышнеградского, В. И. Сафонов выхлопотал у Императора Александра III 400 тысяч рублей для осуществления поистине грандиозного проекта. 200 тысяч рублей пожертвовал московский купец Г. Г. Солодовников (Сафонов обещал добиться для него ордена святого Владимира, дававшего право на получение дворянского звания); 9 тысяч рублей внёс старший брат Николая Рубинштейна - основатель Петербургской консерватории, композитор, пианист, дирижёр Антон Рубинштейн. Сафонов решает испросить в качестве дара свободный от застройки участок земли на Театральной площади - напротив Большого театра. Он обращается к Московскому генерал-губернатору - Великому Князю Сергею Александровичу (брату Императора Александра III) и пишет ему, что "Консерватории с её 400 учащимися тесно в нынешнем помещении, кроме того, нужен собственный концертный зал". Заручившись поддержкой генерал-губернатора, директор Консерватории направляет прошение Городской думе. Но Дума равнодушна к судьбам отечественного искусства и полагает, что сей участок "мог бы доставить городу громадный доход", если его продать, либо сдать в аренду под устройство торговых помещений. Обида и разочарование не могли остановить Сафонова. И 27 ноября 1893 года заседание дирекции Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества - учредителя и покровителя российских консерваторий, - приняло решение: воздвигнуть новое здание Консерватории на старом месте. А постановлением дирекции от 15 января 1894 года была назначена строительная комиссия во главе с Сафоновым, и приглашён зодчий - Василий Петрович Загорский, служивший много лет архитектором Дворцового управления в Москве. Величественное здание Московской консерватории, и в особенности, - её Большой зал, - оказались лучшим, самым совершенным творением Загорского. Удивительно, что ему удалось сохранить и стиль классицизма, присущий дворцу Дашковой, и его отдельные фрагменты: фасадную стену главного корпуса, полуротонду и правый флигель (на уровне двух нижних этажей). Всё остальное начали ломать в августе 1894 года, и 27 июня 1895 года состоялась закладка фундамента новой постройки. Участники торжественной церемонии положили в приготовленное место серебряные рубли свежей чеканки и памятную металлическую доску. Для того, чтобы учебный процесс не прерывался, Консерватория арендовала помещения в доме князя Голицына (Волхонка, 14). Сафонов и его сподвижники задумали Большой зал консерватории как подлинный храм музыки. Недаром уже его вестибюль, разделяющийся на три нефа, построен в духе античного храма, у врат которого нас встречают статуи амазонок - это копии греческих статуй Кресилая и Фидия, некогда украшавших знаменитый храм Артемиды в Эфесе. И основной вход в здание, и вестибюль, и фойе партера украшены колоннами. Соавторами архитектора стали художник Н. Бодаревский и скульптор А. Аладьин. В центре многочисленных арочных перекрытий - горельефы с изображением Святой Цецилии, которая в христианской мифологии считается покровительницей искусства. Чудесный витраж "Святая Цецилия" располагался в центре огромного окна напротив главного входа в партер и освещался по вечерам фигурным фонарём-люстрой (увы, взрывная волна от фугасной бомбы, упавшей в 1941 году на дом в Среднем Кисловском переулке, вдребезги разбила этот шедевр). Вскоре после войны сюда перенесли картину "Славянские композиторы", написанную И. Е. Репиным в 1872 году для ресторана "Славянский базар" и многие годы висевшую там. Уже 25 октября 1898 года - в день, когда исполнилось пять лет со дня смерти Петра Ильича Чайковского, 12 лет преподававшего в Московской консерватории и никогда не порывавшего связей с ней, - распахнул свои двери Малый зал консерватории, расположенный в Первом учебном корпусе. Начались занятия в классах нового помещения.ауди а5 sportback фото|женский модный новостник|тюнинг бентли фото|охота на кукловода|новости армении про обмен деньги

canadian online pharmacies;cialis from canadian pharmacies;cialis samples Влияние музыки на человека как музыка влияет на человека. . Продажа оборудования APC
seobomj.ru - Программа

seobomj.ru - das programm
seobomj.ru - die bestellung der karten
Seobomj.ru >> die kampfbrderschaft - das forum
Seobomj.ru >> die kampfbrderschaft der stadt serpuchow - wesentlich
Seobomj.ru >> die kampfbrderschaft
seobomj.ru - die geschichte
Seobomj.ru >> die kampfbrderschaft
Seobomj.ru >> die kampfbrderschaft
seobomj.ru - die chronik
Seobomj.ru >> die kampfbrderschaft
Seobomj.ru >> die kampfbrderschaft - die letzten neuheiten
Seobomj.ru >> die kampfbrderschaft - die neuheit
seobomj.ru - das organ
seobomj.ru - die organisatoren
Seobomj.ru >> die kampfbrderschaft - die letzten neuheiten
Seobomj.ru >> die kampfbrderschaft - die erffnung
Seobomj.ru >> die kampfbrderschaft - die liste der benutzer
Seobomj.ru >> die kampfbrderschaft
Seobomj.ru >> die kampfbrderschaft
Seobomj.ru >> die kampfbrderschaft
Seobomj.ru >> die kampfbrderschaft
Seobomj.ru >> die kampfbrderschaft
seobomj.ru - die teilnehmer
Seobomj.ru >> die kampfbrderschaft
Seobomj.ru >> die kampfbrderschaft
seobomj.ru - Заказ билетов

seobomj.ru - program
seobomj.ru - booking
Seobomj.ru >> fighting brotherhood - forum
Seobomj.ru >> fighting brotherhood of a city of serpukhov - main
Seobomj.ru >> fighting brotherhood
seobomj.ru - history
Seobomj.ru >> fighting brotherhood
Seobomj.ru >> fighting brotherhood
seobomj.ru - annals
Seobomj.ru >> fighting brotherhood
Seobomj.ru >> the fighting brotherhood - latest news
Seobomj.ru >> fighting brotherhood - news
seobomj.ru - body bzk
seobomj.ru - organizers
Seobomj.ru >> the fighting brotherhood - latest news
Seobomj.ru >> fighting brotherhood - opening
Seobomj.ru >> the fighting brotherhood - the list of users
Seobomj.ru >> fighting brotherhood
Seobomj.ru >> fighting brotherhood
Seobomj.ru >> fighting brotherhood
Seobomj.ru >> fighting brotherhood
Seobomj.ru >> fighting brotherhood
seobomj.ru - participants
Seobomj.ru >> fighting brotherhood
Seobomj.ru >> fighting brotherhood

seobomj.ru - el encargo de los billetes
Seobomj.ru >> la fraternidad de combate - el foro
Seobomj.ru >> la fraternidad de combate de la ciudad de serpujov - principal
Seobomj.ru >> la fraternidad
seobomj.ru - la historia
Seobomj.ru >> la fraternidad
Seobomj.ru >> la fraternidad
seobomj.ru - los anales
Seobomj.ru >> la fraternidad
Seobomj.ru >> la fraternidad de combate - las ltimas novedades
Seobomj.ru >> la fraternidad de combate - la novedad
seobomj.ru - el rgano bzk
seobomj.ru - los organizadores
Seobomj.ru >> la fraternidad de combate - las ltimas novedades
Seobomj.ru >> la fraternidad de combate - la apertura
Seobomj.ru >> la fraternidad de combate - la lista de los usuarios
Seobomj.ru >> la fraternidad
Seobomj.ru >> la fraternidad
Seobomj.ru >> la fraternidad
Seobomj.ru >> la fraternidad
Seobomj.ru >> la fraternidad
seobomj.ru - los participantes
Seobomj.ru >> la fraternidad
Seobomj.ru >> la fraternidad
Seobomj.ru >> Боевое Братство - Форум
Seobomj.ru >> Боевое братство города Серпухова - Главная
Seobomj.ru >> Боевое Братство
seobomj.ru - История
Seobomj.ru >> Боевое Братство
Seobomj.ru >> Боевое Братство
seobomj.ru - Летопись
Seobomj.ru >> Боевое Братство
Seobomj.ru >> Боевое Братство - Последние новости
Seobomj.ru >> Боевое Братство - Новости
seobomj.ru - Орган БЗК
seobomj.ru - Организаторы
Seobomj.ru >> Боевое Братство - Последние новости
Seobomj.ru >> Боевое Братство - Открытие
Seobomj.ru >> Боевое Братство - Список пользователей
Seobomj.ru >> Боевое Братство
Seobomj.ru >> Боевое Братство
Seobomj.ru >> Боевое Братство
Seobomj.ru >> Боевое Братство
Seobomj.ru >> Боевое Братство
Seobomj.ru >> Боевое Братство
seobomj.ru - Участники
Seobomj.ru >> Боевое Братство
Seobomj.ru >> Боевое Братство

Но затем работа замедлилась. Средств на сооружение богато задуманного Большого зала не хватало. Однако, по просьбе Августейшего вице-председателя ИРМО Великого Князя Константина Константиновича (не только блестящего военного, выдающегося учёного, но и одарённого литератора, просвещённого меломана), Император Николай Второй выделил Московской консерватории 120 тысяч рублей, необходимых для завершения строительства. Да и сам Сафонов добился солидных взносов от богатых меценатов. Известный фельетонист тех лет Влас Дорошевич язвительно писал: "Директор Московской консерватории, взысканный богами, его превосходительство господин Сафонов известен в музыке тем, что он умеет извлекать удивительные аккорды из московских купцов. Лестницу для нового здания Консерватории надо? Сейчас аккорд на купцах - и пожалуйте - лестница! Орган нужен? Легкая фуга на миллионерах - и орган!". Пусть шутил и злословил Дорошевич! Консерватория построена, а имена меценатов вошли в историю. Оборудование и меблировку зала взяли на себя известные текстильные фабриканты братья Морозовы. Сахарозаводчик Харитоненко подарил ковры. А вот мраморные ступени для лестниц, ведущих от вестибюля в фойе партера, положил за свой счёт архитектор Загорский. И более того: проект нового здания со всеми чертежами и сметой также были принесены В. П. Загорским в дар Московскому Отделению ИРМО. Великолепный орган, по сей день украшающий Большой зал, заказал в Париже железнодорожный предприниматель С. П. фон Дервиз. Его изготовил гениальный французский органостроитель Аристид Кавайе-Колль, чьи инструменты являются гордостью музыкальной культуры Франции. Творения мастера украшают Собор Парижской Богоматери, а также концертные залы всего мира. Установка органа в Большом зале Московской консерватории проходила под наблюдением знаменитого французского органиста и композитора Шарля Видора, который уже 11 апреля 1901 года дал на нём первый концерт.

Наконец, 7 апреля 1901 года состоялось долгожданное открытие Большого зала, который Сафонов назвал венцом нового здания Консерватории. На торжество прибыло избранное столичное общество. Из Петербурга приехали помощник Августейшего вице-председателя ИРМО сенатор А. А. Герке, председатель главной дирекции того же Общества генерал-лейтенант, композиторр и критик Ц. А. Кюи, секретарь главной дирекции В. Э. Направник, директор императорских театров В. А. Теляковский, композитор А. С. Аренский, сенатор А. Ф. Кони. По прибытии Его Императорского Высочества вице-председателя ИРМО, Великого Князя Константина Константиновича начался молебен, и отцом И. Н. Сахаровым была произнесена речь по поводу освящения концертного зала. Сенатор А. А. Герке прочитал рескрипт председателя ИРМО, Великой Княгини Александры Иосифовны на имя Сафонова. После выступлений одного из директоров ИРМО С. П. Яковлева и казначея Московского отделения М. А. Морозова раздались звуки Приветствия Русского Хорового Общества "На земле родной, на Руси святой", музыку для которого написал профессор Московской консерватории М. М. Ипполитов-Иванов. Завершилось же торжественное собрание Гимном преподавателя Консерватории Ф. Ф. Кенемана "Воздвигнут храм искусству дорогому". Текст Приветствия и Гимна сочинил Н. А. Невструев, а исполнил его хор и оркестр студентов Московской консерватории под управлением В. И. Сафонова. Вечером состоялся концерт симфонической музыки с поистине грандиозной программой, в которую входили: увертюра к "Руслану и Людмиле" Глинки, "Франческа да Римини" Чайковского, "В Средней Азии" Бородина, увертюра А. Г. Рубинштейна, написанная на открытие нового здания Петербургской консерватории в 1894 году, и Девятая симфония Бетховена. Выбор произведений был символичен, о чём сказал дирижировавший концертом Сафонов в своей речи на торжественном заседании: "Гимн радости, заключающий эту симфонию, да будет гимном нашей радости".

Строгой простотой линий и пропорций покоряет и сам концертный зал, выдержанный в светлых, тёплых тонах, украшенный белыми пилястрами. Его лепной декор, выполненный скульптором А. А. Аладьиным, содержит постоянно повторяющуюся эмблему музыки - лиру и скрещённые трубы (что, кстати, характерно и для светильников, и даже для лестниц!). Громадные полуциркульные окна с обеих сторон и украшают зал, и замечательно освещают его в дневное время. В стенах под окнами помещено 14 овальных, обвитых декоративными лаврами портретов великих композиторов. Василий Ильич Сафонов сам выбрал "героев" портретов и заказал их академику живописи Николаю Корнильевичу Бодаревскому. (Забегая вперёд, расскажем, что в 1953 году по причинам, далёким от искусства, решили, что в замысел В. И. Сафонова нужно внести коррективы: изображения Г. Ф. Генделя и Й. Гайдна заменили портретами М. П. Мусоргского и А. С. Даргомыжского работы Н. П. Мещанинова, а изображения К. В. Глюка и Ф. Мендельсона - портретами Ф. Шопена и Н. А. Римского-Корсакова кисти М. А. Суздальцева. К счастью, портреты Гайдна и Мендельсона сохранились на складе Большого зала и ныне в отреставрированном виде экспонируются в фойе партера.) Зал насчитывает около 1800 мест. Однако первоначально их было больше. Обитые плюшем кресла, установленные в начале 1950-х годов, объёмнее и, по мнению некоторых специалистов и слушателей, немного ухудшили акустику зала. При открытии Большого зала первые девять рядов партера составляли деревянные кресла, остальные 18 - деревянные стулья фирмы "Тонет". Раньше слева и справа от центральных рядов располагались боковые ложи. Теперь сохранились только две из них. Та, что слева, предназначалась для царской семьи. В её оформлении присутствуют эмблемы власти - щит с колчанами и ликторским топориком. Правая ложа - "Директорская" - украшена эмблемой музыки. Главное достоинство Большого зала - его превосходная акустика. В. П. Загорский добился ее путем сложных расчетов пропорций зала, подбора материалов, создания двойного резонирующего потолка с промежуточной прослойкой воздуха. "Раковина" эстрады представляет собой полый деревянный ящик, отлично отражающий звук. Недаром Генрих Густавович Нейгауз говорил, что в "поднебесье" Большого зала нежнейшее пианиссимо слышно так же хорошо, как в партере, а Игорю Маркевичу казалось, что он дирижирует в огромном "Страдивари". Уникальность замысла Сафонова заключалась именно в соединении учебных корпусов с великолепными концертными залами и прежде всего - с Большим, ставшим главным концертным залом страны. Постоянные репетиции и выступления в Большом зале студентов консерватории позволили добиться небывало высокого уровня их подготовки и помогли лучшим выпускникам овладеть вершинами мастерства. Именно благодаря Большому залу в Московской консерватории стали происходить самые выдающиеся события мировой музыкальной культуры, свидетелями которых неизменно являлись студенты Консерватории. Уже в первые годы существования Большого зала в нем выступали замечательные русские музыканты - Рахманинов, Скрябин, Зилоти, Метнер, Игумнов, Гольденвейзер, Брандуков, Добровейн, Шаляпин, Нежданова, Собинов. Гастроли Дебюсси, Форе, Кусевицкого, Никиша, Вальтера, Гофмана, Казальса, Изаи, Крейслера и других прославленных музыкантов превратили его в международный центр высокого искусства. Здесь начали проводить крупнейшие фестивали, конкурсы, премьеры. В стенах Большого зала впервые прозвучали многие произведения Мясковского, Прокофьева, Шостаковича. Он стал залом Лемешева и Козловского, Софроницкого и Нейгауза, Рихтера и Гилельса, Ойстраха и Когана, Кнушевицкого и Борисовского. Но, быть может, самое главное, что при этом Большой зал оставался и по сей день остаётся залом Московской консерватории, что именно его сцена открывает для студентов Консерватории широчайший мир музыкальной культуры. Трагические потрясения, выпавшие на долю нашей страны, не могли не коснуться Московской консерватории и её Большого зала. Так, глубокий отклик в сердцах многих консерваторцев вызвала революция 1905 года. Большой зал стал местом проведения революционных митингов, сходок, собраний. В Декабрьском вооруженном восстании приняла активное участие боевая дружина, образовавшаяся из студентов Консерватории. В самом её здании в дни восстания учащиеся организовали перевязочный пункт. Внутри органа было спрятано оружие, которым снабжались восставшие. В своих воспоминаниях М. М. Ипполитов-Иванов, который в 1906 году - после длительного, тяжёлого конфликта В. И. Сафонова с профессорами и студентами Консерватории - сменил его на посту директора, писал о бурных днях 1905 года: "Большой зал - в руках рабочих, и митинги шли непрерывно круглые сутки". Во время Первой мировой войны концертная деятельность Большого зала прекратилась: в его помещениях расположился лазарет для раненых воинов. Известно, что согласно декрету Совнаркома от 12 июля 1918 года Петроградская и Московская консерватории перешли в ведение Народного комиссариата по просвещению - непосредственно в ведение Музыкального отдела Наркомпроса. Комиссариат этот возглавлял А. В. Луначарский. Сохранилась фотография, запечатлевшая его выступление в Большом зале консерватории 15 марта 1926 года на торжественном собрании, посвящённом 60-летию со дня основания Московской консерватории. Симфонический оркестр Консерватории под управлением Н. С. Голованова открыл юбилейное заседание исполнением "Интернационала" и увертюры к опере "Руслан и Людмила" Глинки. Но Большой зал возобновил свою работу намного раньше: в октябре 1919 года начались концерты Бетховенского цикла.

То было тяжёлое время. Зимой 1919-1920 года и в Большом, и в Малом залах консерватории установили кирпичные печи и отапливали зал дровами. Но они поднимали температуру не более, чем до 10 градусов. Как свидетельствуют очевидцы, из-за отсутствия дров на какое-то время залы закрыли. Первым дирижёром, рискнувшим приехать на гастроли в Россию в столь трагические для неё дни, был берлинец Оскар Фрид. В 1922 году он с успехом выступил в Большом зале консерватории. Из-за материальных затруднений - государственной дотации катастрофически не хватало - Большой зал с 1924 по 1933 год пришлось сдать в аренду Межрабпому, и в дневные часы его использовали как кинотеатр (с 1930 года - звуковой). Благодаря своим огромным размерам он получил название "Колосс". Важным событием предвоенных лет стало создание в Московской консерватории Оперной студии. Она открылась в 1933 году в Большом зале "Свадьбой Фигаро" Моцарта под управлением А. Ш. Мелик-Пашаева. И теперь все её спектакли и репетиции тоже проходят в Большом зале. В 1940 году, когда в дни празднования 100-летия со дня рождения Петра Ильича Чайковского, Президиум Верховного Совета СССР присвоил Консерватории его имя. Всего через год, 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В октябре многие педагоги и студенты Московской консерватории были эвакуированы в Саратов. В Москве остались только сотрудники, которым поручили охрану драгоценного имущества Консерватории и её уникального здания, ибо оно находилось под постоянной угрозой фашистских бомбардировок. Педагоги и студенты Консерватории регулярно дежурили на крышах. На дом упало 17 фашистских бомб, и все они были обезврежены. Но когда фугасная бомба поразила одно из соседних строений, то взрывная волна выбила все окна консерваторского дома. Лишь к сентябрю 1945 года все службы Консерватории были восстановлены. В послевоенное время Московская консерватория и её Большой зал год от года укрепляли свой авторитет, притягивали именитых артистов и талантливую молодёжь. Конечно, во многом этому содействовали Международные конкурсы им. Чайковского, которые с 1958 года проводятся в Большом зале консерватории. В Первом конкурсе участвовали только пианисты и скрипачи. На Втором конкурсе к ним присоединились виолончелисты, а на Третьем - вокалисты. Церемонию открытия Конкурса обычно проводят днём во дворе Консерватории - у памятника П. И. Чайковскому. Его установили перед Большим залом в 1954 году. Автор - знаменитая Вера Мухина. В сравнении с её исполинской скульптурой "Рабочий и колхозница", памятник Чайковскому - камерный, лирический. Старожилы, наверное, помнят, что когда-то Большой зал был музеем, содержащим картины, скульптуры, музыкальные инструменты: Он был открыт в Московской консерватории 11 марта 1912 года - в 31-ю годовщину со дня смерти основателя Московской консерватории Н. Г. Рубинштейна, и носил его имя. Во время Великой Отечественной войны решениями Совнаркома и Всесоюзного комитета по делам искусств Музей консерватории преобразовали в Государственный центральный музей музыкальной культуры, а в 1954 году ему присвоили имя великого русского композитора М. И. Глинки. В 1964 году все фонды перевезли в другое московское здание, и Большой зал, увы, опустел. Лишь в 1995 году Московской консерватории удалось возродить свой Музей им. Н. Г. Рубинштейна. Он находится в Первом амфитеатре БЗК и включает экспозиции в небольших, но уютных залах - Овальном, Выставочном, и в просторных фойе. Здесь проходят экскурсии, концерты, здесь вновь собираются и исследуются архивы, устраиваются временные выставки.

Фонд '100 лет БЗК'
Московская Государственная Академическая филармония

  &151; &151;  

 

Информационная поддержка:

Радио России
Лица
BAZAAR
  КТО
Серебряный дождь POCCIЯ
 
InterMedia  
Эксперт
Досуг
АиФ
Версия

© 2010 "РосИнтерФест"
© 2010 Фонд "100 лет БЗК"